Зимнее содержание автомобильных дорог – это комплекс работ по обеспечению бесперебойного и безопасного движения, по защите дорог в зимний период от снежных отложений и заносов, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости.
Согласно Положению о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа, утвержденному решением Челябинской городской Думы от 24.02.2009 № 40/16, Комитет муниципальным заказчиком по осуществлению дорожной деятельности в границах улично-дорожной сети города, в рамках выделенного целевого бюджетного финансирования на осуществление дорожной деятельности.
Зимняя уборка осуществляется в соответствии с Правилами благоустройства территории города Челябинска, принятыми решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32, где определена технология и сроки выполнения работ по очистке и вывозу снега.
В соответствии с заключенными муниципальными контрактами подрядными организациями, осуществляющими текущее содержание улично-дорожной сети города Челябинска, применяются комбинированные дорожные машины, оборудованные передним отвалом, щеткой, бункером для ПГМ. Указанная специализированная техника предназначена для зимнего скоростного содержания дорог любой категории, а именно: для проведения очистки дорожного полотна от снега с одновременной его обработкой технической солью c возможностью увлажнения. Кроме того, данные машины оснащены электронной автоматической системой дозирования материалов, позволяющей задать необходимое количество и ширину обработки противогололедными материалами, обеспечивая высокую точность и экономичность распределения смеси с привязкой к скорости движения автомобиля. Система асимметрии с электронным управлением позволяет производить обработку всей поверхности дорожного полотна. Благодаря электрическому приводу настройки асимметрии можно менять с пульта в кабине, что повышает эффективность уборки, скорость работы и безопасность водителя.
При выпадении осадков в виде снега подрядными организациями производится очистка покрытия на всю ширину без обработки покрытия ПГМ. Обработка ПГМ происходит только на опасных участках (спуски, подъемы, перекрестки, подходы к социальным объектам). При длительном снегопаде осуществляется патрульная очистка проезжей части до окончания осадков.
На первом этапе выполняются работы по формированию снежных валов в прилотковой части улиц. Далее подрядные организации приступают к оперативному вывозу снежной массы на специальную площадку. В первоочередном порядке снег вывозится с заездных карманов остановочных площадок и с пешеходных переходов.
Параллельно производятся работы по очистке пешеходных тротуаров: во время снегопада с помощью средств малой механизации и тракторов, затем производится ручная уборка с применением ПГМ.
Проверка качества выполненных работ по содержанию объектов улично-дорожной сети города проводится в рамках заключенных муниципальных контрактов по результатам регулярных объездов. При ненадлежащем состоянии объекта улично-дорожной сети города выписываются предписания на устранение замечаний.
Кураторами Комитета в ежедневном режиме производится объезд улично-дорожной сети города, в первоочередном порядке внимание уделяется гостевым маршрутам. При выявлении замечаний по качеству содержания улиц города подрядным организациям выдаются соответствующие предписания.
В случае, если подрядной организацией добровольно и оперативно в установленные сроки нарушения не устранены, заказчик переходит ко второму этапу претензионной работы: к подрядным организациям применяются штрафные санкции.