Для города Челябинска метрополитен, как скоростной вид транспорта, определен проектом «Комплексная схема развития всех видов городского пассажирского транспорта», разработанным Московским институтом «Гипрокоммундортранс» по заказу Министерства коммунального хозяйства РСФСР и утвержденным постановлением Государственной экспертной комиссией Госплана ССС
от 29.09.1976.
В 1992 году постановлением Главы Администрации Челябинской области и Главы Администрации города Челябинска от 31.07.1992 принято решение о начале строительства метрополитена
в г. Челябинске. Для учета изменившихся правил и норм в 2010-2014 годах выполнена корректировка проекта, получены положительные заключения Госэкспертизы и разработан проект планировки территории первого пускового участка первой линии метро.
Основные показатели первого этапа первого пускового участка первой линии:
- строительная длина в двухпутном исчислении – 6,77 км;
- эксплуатируемая длина – 5,65 км;
- протяженность ветки в депо – 1,74 км;
- провозная способность – 6 630 чел./час;
- количество станций – 4 шт., в том числе: «Комсомольская площадь»; «Площадь Революции»; «Торговый центр»; «Проспект Победы».
- продолжительность строительства – 7 лет;
- сметная стоимость строительства – 58 801 млн. рублей (в ценах III кв. 2013 года с учетом стоимости подвижного состава).
За годы строительства освоены 8 стройплощадок (в т.ч. базовые площадки для строительства станций «Комсомольская площадь», «Площадь Революции», «Торговый центр», «Проспект Победы» и площадка строительства Электродепо), пройдено 6 вертикальных стволов (глубиной от 30 до 60 м). Построены платформенная часть и вестибюль № 2 станции «Комсомольская площадь» (в черновой отделке), вестибюль № 2 станции «Торговый центр» (в черновой отделке), платформенный участок станции «Торговый центр» 152 п.м. (из 176) основной отделки без обратного свода, подземных горных выработок 8,1 км, из которых перегонных тоннелей и 1-й ветки в депо - 6,1 км (в однопутном исчислении), вспомогательных горных выработок 2 км.
Состояние подземных горных выработок, станций, поверхностных сооружений метрополитена и городской застройки, расположенной в границах строительства метро находятся под ежедневным наблюдением маркшейдерской службы. Выполняются работы по содержанию подземных сооружений в безаварийном состоянии (водоотлив, проветривание, очистка дренажных канав и водосборников, поддержание в рабочем состоянии оборудования, антитеррористические мероприятия).
Общий градостроительный эффект от строительства метро заключается в создании дополнительных рабочих мест по эксплуатации метрополитена, снижении затрат времени на транспорте, повышении комфортности и скорости передвижения, повышении доступности центра города, объектов трудового и культурно-бытового тяготения, экологическом эффекте снижения отрицательного воздействия наземного транспорта. При этом решаются вопросы повышения безопасности пешеходов и пассажиров, улучшается общая эффективность работы транспортной сети, ее разгрузка в центре города. Это возможно только при строительстве всех станций первой очереди, достройка двух отдельных станций не даст никакого эффекта от использования метрополитена. В настоящий момент рассматривается несколько альтернативных вариантов продолжения строительства метро.
Правительством Челябинской области и Администрацией г. Челябинска, учитывая социальную значимость метрополитена в городской инфраструктуре, ведется работа по привлечению на строительство метрополитена средств Федерального бюджета и рассматриваются различные схемы привлечения внебюджетных средств, в том числе на основе государственно-частного партнерства, изучается возможность привлечения зарубежных инвестиций и партнеров.